Воскресенье, 12.05.2024, 23:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Декабрь » 25 » Преступления могло не быть!
16:57
Преступления могло не быть!
                Часть 4
     Однако в  отдельных коллективах утвердилось терпимое отношение к мелким
хищениям.  Дескать,  от этого государство не обеднеет. Как правило, тех, кто
берет  на  предприятии  клубок  шерсти,  килограмм  мяса,  кусок  доски,  не
привлекают к  ответственности,  не  создают вокруг  них  атмосферу всеобщего
осуждения,  забывая,  что  такие "карманные" кражи наносят вред государству,
влекут за собой крупные хищения.
     С таких "мелочей" начинали хищения народного добра заготовитель Чуйской
заготконторы Джумагулов и  бухгалтера этой же конторы Шахова и  Побединская.
Поначалу они  брали  кое-что  на  "карманные расходы",  но  дальше -  больше
аппетит разгорался. Почувствовав безнаказанность, стал" воровать тысячами. И
вот   результат:   основной  заводила  этой  хищнической  группы  Джумагулов
приговорен  к   расстрелу,   а   его  сообщники  получили  длительные  сроки
заключения.
     Контроль за сохранностью народного добра,  подбор кадров на материально
ответственные  посты  должны  находиться  в  центре  внимания  администрации
предприятий,  партийных  и  общественных организаций.  Надо  создавать такие
условия,  чтобы никому не  повадно было  красть,  расхищать социалистическую
собственность.
     Необходимую  и   квалифицированную  помощь  в   этом  призваны  оказать
работники  суда,   прокуратуры  и   милиции.   Только  при  тесном  контакте
судебно-следственных     органов      с      руководителями     предприятий,
общественниками-активистами  можно   добиться  положительных  результатов  в
решении профилактических задач по предупреждению преступности.
     Так,  расследуя дело  о  растрате государственных средств  в  Кировском
поссовете,  работник  Талды-Курганской городской  прокуратуры Ким  предложил
конкретные меры  по  устранению причин хищений.  Он,  в  частности,  отметил
необходимость учета  выдаваемых квитанций в  приеме  денег,  который  раньше
почему-то не предусматривался инструкциями, а также обязанность плательщиков
расписываться в этих квитанциях. Ким предложил упорядочить прием поступающей
от граждан госпошлины. Рекомендации следователя одобрены сессией поселкового
Совета, по ним принято соответствующее решение.
     Такой  стиль работы характерен для  большинства работников,  стоящих на
страже  законности  и   социалистического  правопорядка.   Важно  не  только
своевременно  раскрыть  преступление,  но  и  выяснить  причины  и  условия,
способствующие его совершению, закрыть все лазейки для злоумышленников.
     Среди многочисленных причин преступности мы назвали пережитки прошлого,
влияние  капиталистического мира  и  его  идеологии,  отставание сознания от
бытия. Это основные причины преступности в нашей стране.
     Однако  по  мере  дальнейшего  развития  общественных отношений,  роста
сознательности населения выявляются и  некоторые другие менее  значительные,
но все же существенные причины преступности, халатного отношения к народному
добру.
     Как известно,  преступником,  мошенником,  нарушителем социалистической
законности   не    становятся   сразу.    Здесь    важно    увидеть   истоки
несоциалистического отношения к  людям,  к  общественной собственности еще в
неправильных семейных отношениях, в пагубном, но незаметном на первый взгляд
влиянии отрицательных примеров семейного быта.
     Зачастую  бытовая  неустроенность,  неумение  организовать свой  досуг,
никчемность существования и  отсутствие цели  в  жизни  рождают людей вялых,
слабовольных,  не  имеющих  четких  моральных критериев,  колеблющихся между
добром и злом, сторонящихся общественно полезной деятельности.
     Задача  подготовки нового  человека  социалистического общества состоит
прежде всего в воспитании активных и сознательных граждан. Именно активность
и  сознательность людей  помогают нам  наиболее успешно  бороться с  тяжелым
наследием прошлого и с недостаточно воспитанными членами общества.
     Пассивность в этом отношении наносит огромный вред. Практика воспитания
подрастающего  поколения  говорит  о   том,   что  если  оно  ведется  не  в
социалистическом  духе,   то  идет  воспитание  в  духе  противоположном.  И
поскольку этот  отрицательный процесс идет незаметно,  не  на  наших глазах,
результаты его становятся неожиданностью и порой трагедией.
     Говоря  об  истоках,  о  предыстории преступления,  мы  начинаем анализ
поступков   правонарушителя   с   отрицательных   пережитков   прошлого,   с
неправильного семейного воспитания.
     Мы анализируем бытовое окружение,  влияние двора,  улицы на нарушителя,
выискиваем ошибки  административно-хозяйственной деятельности,  ищем  истоки
преступления  в  нетрудоустроенности,  в  слабой  практической  деятельности
органов  милиции и  в  недостаточном воздействии общественных организаций на
личность преступника.
     А  сам  правонарушитель?  Что  мы  знаем  о  нем?  Что  нам  известно о
самостоятельности его  суждений,  о  его  гражданской  ответственности перед
народом?
     Не    слишком   ли    мало    требований   мы    предъявляем   к    его
культурно-образовательному  уровню,   к   его   умению   сдерживать   резкий
темперамент и характер,  к его воспитанности,  наконец,  умению вести себя в
обществе уважаемых людей-тружеников.
     Тема  личной  ответственности еще  не  получила  должного  освещения  в
юридической  и   правовой  литературе,   в   нашей   печати.   Здесь   много
противоборствующих причин.  Это  и  привычка все грехи взваливать на  школу,
семью, на общественные организации. И ложно понимаемое чувство товарищества,
когда коллектив,  "не  глядя" и  не  разобравшись 8  истории правонарушения,
спешит взять виновного на поруки.
     В   поисках  различных  объективных  причин  преступности  мы  невольно
отодвигаем   на   второй   план   личную   ответственность  правонарушителя,
затушевываем роль  субъективных факторов.  Однако,  если  необходимо вскрыть
весь  комплекс причин преступности,  мы  должны уделить пристальное внимание
личности преступника.
     На малоисследованном и  трудном пути нас ждут неожиданности и  не очень
утешительные открытия.  Но  без этого борьба с  преступностью не  может быть
успешной и результативной.
     Чаще  всего  мы  сталкиваемся  с   изощренным  лицемерием  преступника,
несмотря даже на молодой возраст. Обычно это "аккуратные и правильные" члены
общества,  рачительные и деловитые люди,  "умеющие жить, одеваться и неплохо
проводить время".
     Это  люди  в  силу  своей  лично придуманной или  взятой на  вооружение
удобной эгоистической философии стараются,  чтобы о них меньше знали,  чтобы
их  меньше  расспрашивали  и   меньше  ими  интересовались.   Их  раздражает
заинтересованность или внимание соседей,  товарищей по работе,  "сующих свой
нос куда не следует".
     История семейных традиций у  молодых правонарушителей говорит о внешнем
благополучии.  Обычно члены  семьи преступника -  неплохие люди,  труженики,
уважаемые члены трудовых коллективов.  Здесь,  как ни странно, мы опять-таки
сталкиваемся с крайностями воспитательной системы в семье.
     Когда-то Салтыков-Щедрин, желая подчеркнуть вред тепличного воспитания,
сказал об  одной девушке:  "Воспитание ей  дали нежное,  то есть глупое".  В
словах великого сатирика заключена глубокая и важная истина.
     Родители, люди старшего поколения, стремясь облегчить жизнь своим детям
и  считая,  что они "успеют поработать",  что "им не  нужно идти по такой же
трудной дороге,  как отцы",  не  следуют законам строгого и  требовательного
воспитания.  А  ведь дело тут не только в физических трудностях и опасностях
жизненных дорог,  а в том, чтобы воспитать у подрастающей смены нравственное
начало,   умение  отличать  добро  от  зла,  самостоятельность  поступков  и
суждений.
     В этом плане мы должны говорить и о степени подготовленности человека к
встрече со злом, о борьбе с инфантилизмом и безответственностью.
     В  итоге глубокого анализа любого серьезного правонарушения мы приходим
к  выводу,   что  сами  по  себе  семья,  школа,  общественные  организации,
спортивные   общества   и   культурно-просветительные  учреждения   еще   не
гарантируют  от  серьезных  заблуждений и  проступков,  ибо  иногда  все  то
положительное,  чем  окружает нас социалистическое общество,  не  прошло еще
через  личное  восприятие человека,  не  осмыслено  и  не  продумано им  как
граждански зрелым индивидуумом.  И  если молодой человек в 25 лет инфантилен
как  школьник младших классов и  к  тому же  имеет ряд  отрицательных черт и
наклонностей,  мы вправе забеспокоиться и забить тревогу,  потому что дорога
его к правонарушению, может быть, и не так уж длинна.
     В  1969  году  на  сессии  Верховного Совета СССР  были  приняты Основы
исправительно-трудового  законодательства Союза  ССР  и  союзных  республик,
Положение  о  предварительном заключении  под  стражу  и  Закон  о  внесении
дополнений и изменений в Основы уголовного законодательства.
     Борьба  за  дальнейшее  укрепление  социалистической законности в  духе
ленинских принципов требует  постоянного сочетания строгого  соблюдения прав
отдельной личности с охраной всего социалистического общества,  с неуклонной
охраной  Советского  государства  от  любых  преступных  посягательств.  Эти
положения составляют основу принятых законов.
     Известно,  что социалистическому обществу свойственна общая тенденция к
сокращению  числа  преступных проявлений.  В  отличие  от  капиталистических
государств  у   нас  нет  гангстеризма  и  аналогичных  форм  организованной
профессиональной преступности.  В  то  же  время  нельзя  не  отметить,  что
искоренение преступности,  ликвидация причин,  порождающих ее, - это одна из
самых сложных социальных проблем.
     Профилактика правонарушений,  усиление  воспитательной работы,  широкое
привлечение общественности к  охране общественного порядка вовсе не  умаляют
важной  роли  государственных  органов  и   значения  применяемых  ими   мер
государственного принуждения.
     Усилиями партийных,  советских и  общественных организаций в  последние
годы  был  осуществлен ряд  мер  по  улучшению работы исправительно-трудовых
учреждений.  Однако некоторая часть  лиц,  отбывающих наказание,  не  всегда
приобщается  к  честной  трудовой  жизни  и  вновь  совершает  преступления.
Поэтому,    определяя,    какие    общественно   опасные   деяния   являются
преступлениями, устанавливая наказание, наш уголовный закон выполняет важную
воспитательную и предупредительную задачу.
     Исправительно-трудовое   законодательство  направлено   на   исполнение
уголовного  наказания  с  тем,   чтобы  оно  не  только  являлось  карой  за
совершенное преступление,  но  и  исправляло  и  перевоспитывало осужденных.
Принятые законы устанавливают единые правила отбывания уголовного наказания,
а   также   единые   для   всех   союзных   республик   основные   положения
исправительно-трудовой политики и борьбы с рецидивной преступностью.
     Исходными  положениями принятого закона  являются  программные указания
нашей партии о том,  что в условиях социализма каждый выбившийся из трудовой
колеи человек может вернуться к  полезной деятельности.  Однако пока имеются
проявления  преступности,  необходимо применять  строгие  меры  наказания  к
правонарушителям.  С  учетом этого  вводятся более  суровый режим и  условия
отбывания наказания опасных рецидивистов,  а  также для осужденных за тяжкие
преступления.
     В  то  же  время  закон  дает  возможность  существенно смягчить  режим
содержания для осужденных,  вставших на  путь исправления.  Положения закона
учитывают необходимость строго индивидуального подхода к каждому осужденному
в   процессе  исполнения  наказания.   Предусматривается  широкий   комплекс
воспитательно-педагогических     мер:     труд,     общеобразовательное    и
профессиональное  обучение  осужденных,  меры  нравственного  и  физического
воспитания и  другие.  Ведущим  признаком  советской  системы  исправления и
перевоспитания  осужденных  является  сочетание  принуждения,  и  убеждения,
требований  закона  и  принципов  педагогики,   труда  и  обучения.  Главное
содержание нового закона - законность и гуманизм.
     Основы  исправительно-трудового  законодательства довольно  категорично
решают  вопросы  оказания  помощи  в  трудоустройстве лиц,  освобожденных от
наказания,  значительно  повышают  ответственность исполнительных  комитетов
местных  Советов  депутатов трудящихся за  правильное решение  этой  задачи.
Лица,  освобожденные от наказания, должны быть обеспечены работой не позднее
пятнадцатидневного срока со дня обращения за содействием в  трудоустройстве,
причем по возможности с учетом имеющейся у них специальности.
     Яркое  проявление гуманизма  советской исправительно-трудовой  политики
нашло  свое  воплощение  в  статье  47  Основ,   предусматривающей  оказание
материальной помощи лицам, освобожденным от наказания. Имеются все основания
считать,   что   Основы   исправительно-трудового   законодательства   будут
способствовать активному перевоспитанию людей, совершивших преступления.
     Всякое  преступление опасно  для  общества.  Эта  опасность возрастает,
если,  будучи наказанным,  преступник не  останавливается перед  совершением
нового  преступления.   Принятым  законом  четко  определено  понятие  особо
опасного рецидивиста в  общесоюзном порядке  (раньше  это  определение имело
некоторые различия  в  уголовных кодексах союзных  республик).  Установление
единого   понятия   особо    опасного   преступника   будет   способствовать
окончательному искоренению тяжких преступлений.
     Принятые  законы,   как  видим,   являются  важным  вкладом  в  решение
программной задачи партии о ликвидации в нашей стране преступности и причин,
ее порождающих.
     Социалистическая действительность обеспечивает советским людям реальные
возможности  пользования  всеми   благами   жизни:   плодотворно  трудиться,
интересно отдыхать, получать образование. Трудящиеся кровно заинтересованы в
том, чтобы в полной мере сохранялось общественное добро.
     Мы  знаем,  что  политический и  культурный рост советских людей,  рост
богатств  Страны  Советов  являются  непременными условиями нашего  движения
вперед.  И  потому  сознательные члены  общества считают  своим  гражданским
долгом  проведение решительной борьбы  со  всякого рода  посягательствами на
народное  добро.  Морально-правовое  воспитание советских людей,  воспитание
всего  населения в  духе  уважения социалистической собственности,  борьба с
хищениями  государственного и  общественного имущества  есть  одновременно и
борьба за коммунизм.



НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ

     Правовое  воспитание -  это  и  воспитание глубокого уважения к  людям,
стоящим на переднем крае борьбы с преступностью, готовность помогать им в их
тяжелой и такой необходимой всем работе.
     Показ достоинств людей, работающих в милиции, рассказ об их героических
буднях,  воспитание  уважения  к  ним  -  одна  из  важных  линий  правового
воспитания [Все  разделы книги  открываются выдержками из  статьи начальника
Управления и члена Коллегии МВД СССР,  генерала внутренней службы III ранга,
кандидата военных наук С.М.Крылова "Нетипичное преступление" ("Смена", 1969,
No 4, стр. 20-21)].



А.ТУМАРБЕКОВ,
     заместитель министра внутренних дел
     Казахской ССР

ВОЛКИ


     Апрельская темная  ночь  легла  над  городом.  Опустели  улицы,  редкие
запоздалые прохожие торопятся домой: моросит мелкий, нудный дождь.
     По проспекту Сейфуллина в столице республики, не торопясь, идет Василий
Глущенко -  младший  сержант милиции.  Он  сегодня несет  службу  по  охране
общественного порядка.  Его напарник отстал, возится с заглохшим мотоциклом.
Василий смотрит на часы - скоро конец дежурства.
     Тишина. Изредка, мелькая зелеными огоньками, проносятся такси, проходят
последние автобусы. Все меньше И меньше становится прохожих. Мерно шагает по
улице Василий Глущенко - часовой порядка.
     И вдруг тишину прорезал душераздирающий крик:
     - Помогите! Грабят!
     Прошла доля секунды. Василий, сориентировавшись, бросился на помощь.
     За углом, прижавшись к мокрой стене, стоит молодая женщина. Дрожит.
     - Что случилось?
     - Он... убить хотел... часы...
     - Кто он?
     - Не знаю..
     - Приметы?
     - Не помню... вроде бы заикается.
     - Заикается? Куда побежал?
     Женщина   неуверенно  показывает  за   ближайший  угол,   а   Глущенко,
устремляясь  в   указанном   направлении,   торопливо   припоминает  приметы
опаснейшего  преступника,  которого  вот  уж  несколько  недель  разыскивает
милиция.
     "Заикается на первом слоге,  - вспоминает Василий, - совершил несколько
дерзких нападений на граждан, - и все ночью... "
     За  углом  мелькнула фигура  бегущего  человека  и  скрылась  в  густом
кустарнике.
     Младший сержант ускорил бег.
     "Он сильный, - проскальзывает мысль, - об этом говорили пострадавшие...
Убивал... При нем может быть оружие".
     Впереди опять  показалась фигура бегущего человека.  Видимо,  тот,  кто
напал на женщину, а иначе зачем же ему убегать?
     Преследуемый бежит быстро,  но  Глущенко не  только не  отстает,  но  и
догоняет.   Расстояние  между   ними   сокращается.   Милиционер  преследует
методично,  уверенно.  Он  учитывает все:  физическую силу преступника,  его
прежние злодеяния, желание во что бы то ни стало уйти от возмездия.
     Бегущий   впереди   человек  круто   разворачивается  и   бросается  на
милиционера.  Но тот готов ко всему.  Уверенный прием самбо -  и неизвестный
летит на землю.
     Этим не  оканчивается поединок.  Незнакомец еще не взят.  С  искаженным
лицом он пружинисто вскакивает с  земли и  вновь бросается на милиционера...
Василий вышел победителем. Но какой ценой?
Просмотров: 334 | Добавил: rgk | Теги: главы из книги | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz