Корни одного дерева
С интересом прочитал статью В. Суханова , в № 9 (115) « О происхождении русов». Поиски своих корней в истории, радиоинженеру по провессии, очень похвальное хобби. В отличии от В.Суханова я по первому образованию историк-этнограф, по второму образованию биолог-охотовед , практический работал на просторах СССР, от Сахалина до Молдовы, в системе иследования флоры и фауны, попутно изучал обычай и традиции народов Евразии, кочевую и лесную цивилизация малых народов. Как этнограф могу сказать, национальные традиции,обраяды, уклад жизни, хозяйственная деятельность человека, веками очень мало меняются, если небыло давления огнём и мечом. Ислам и православие постепенно, на протяжении столетии, были внедрены в среде народов Евразии не путём народного возлеяния, то есть не снизу, а сверху, через власть имущих, ханов,князей, бояр и т.д. так что религию я не буду трогать, моя статья об исходных данных происхождения быта и обрядов, из которых можно сделать вывод, что все мы евразицы - Корни Одного Дерева. Важными вехами жизни человека являются – рождение ребёнка, сватовство и женитьба, похоронный обряд. Афанасьевская и андроновская культура были прежде всего культурой открытых пространств, номадов Евразии, из археологических раскопок ( урочище Ботай, Акмолинской области и Аркаим, Челябинской области России) установлено, что у андроновцев существовало три типа лошадей, аргамаки –верховые скакуны, казанаты- боевые кони, рабочие лошади мясо-молочного направления, в хозяйстве содержали верблюдов, овец, культовых горбатых коров, пили кумыс, шубат, занимались плужным землиделием, охота и рыболовство имело вспомогательное значение. Примерно 3-3,5 лет назад в охоте начали использовать приученных гепардов и ловчих птиц. В III-IV веках н.э. , особенно с появлением на исторической арене гуннов - конных номадов, славянские племена лесной зоны от Ярославля до Киева отгораживаются от степной зоны засекой поваленных деревьев, вершиной в сторону степи, эта была плотная стена сучьев и кустарников протяженности до тысячи километров , фрагменты той засеки сохранились до сегодняшнего дня в лесах Смоленской, Тульской, Ярославской области , и назывался тот край «Засечной Русью». Из археологических раскопок поселении древних славян установлено, что они занимались ограниченным мотыжным земледелием, для этого выжигали лес, собирательством, охотой и рыболовством, в качестве тягловой силы использовали приученных лесных лосей и низкорослых , толстоногих, мышиной масти лошадей. ( это хорошо показано в фильме « 13-тый воин» ).На стоянках, не обнаружены следы круглогодичного использования лошадей, употребления в пищу кумыса. Несмотря на различие хозяйственного быта, торговые отношения между лесной и степной зоной постепенно увеличивались, а традиции отправления обрядов по случаю рождения детей, свадебные и похоронные были почти едентичны. При рождении ребёнка, на сороковой день стригли ногти, волосы, меняли нательную рубашку, купали новорожденного в воде с серебренными монетами и бараньими котяшками (или козьих котяшек у словян, чтобы ребёнок был богатым) , затем омывали в солённой чистой воде. Этот обряд я видел 1987 году в селе Тульской области среди русских, и практический сохранился среди тюркских народов до наших дней, у казахов этот обряд называется «шілдехана» или «бесік той», в котором участвуют только женщины. Следующий важный обряд «посадка на коня» у казаков, у казахов и кочевых тюрков называется «ашамайға отырғызу», для этого специально изготовляли детской седло «ашамай», отец или дед сажали мальчика в это седло, беря коня под узцы, обходили соседей,друзей и родственников созывая гостей в честь этого мероприятия. Согласно педагогике народов Евразии, дети в возрасте 5-7 лет , должны приучатся к хозяйственно-бытовым работам семьи,рода, по этому, важным жизненным обрядом является «постриг отрака », голову выбривают, оставляя чуб у казаков и русских, у казахов ( тюрков) называется «айдар қойю», оставляют чуб ( кекіл) на лбу, «айдар»- хохолок на макушке, «тұлым» - волосы на висках, остальную часть головы выбривают. После этих процедур, в памяти ребёнка это событие остаётся надолга, а все родственники и весь посёлок смотрят на него как на члена общины с правом голоса. У казахов в тринадцать лет считают мальчика хозяйном своего слова и могут женить, говоря при этом « он үш жаста - үй иесі», то есть «в тринадцать лет - хозяйн дома». Пострегают хвост и гриву годовалого стрегунка, которого дарят родственники в честь этого важного события в жизни ребёнка. С этого момента мальчик или девочка учатся жизненным примудростям, помогают родителям, охотятся и рыбачат. У индейцев северной америки дети до пяти лет не имеют имени, а зовутся общим именем «ути», после пяти лет родители их отправляют в лесную школу стариков и бабушек, через год дети проходят обряд взросления, и получают имя, через обряд очищения шамана и обсуждения на совете старейшин. У евразицев почти одинаков был похоронный обряд . Покойника перед захоронением омывали, в могилу у изголовья, тюрки клали дерн из первого среза земли под могилу (ақым топрақ), а славяне посыпали тело покойника в гробу могильной землёй, каждый из участников захоронения бросал в могилу горсть земли( у тюрков горсть земли все кладут на лопату, а затем эту землю опускают в могилу рядом с покойником , раздавали отрез материи ( у тюрков этот обряд называется мүше жыртыс), три дня в доме покойника после похорон горела свеча (у тюрков этот обряд называется шырақ жандыру), затем устраивали тризну с забоем крупного рогатого скота и лошадей, поминки по усопшим устраивают на третий день в кругу семьи и друзей, затем у славян поминают на девятый день со дня смерти (у тюрков считают со дня похорон- семь дней), затем поминают на сороковой день, потом поминают годовщину ( у тюрков эти поминки называются ас). В отношении статьи «О происхождении руссов » хочу поправить господина В.Суханова . Во времена Чингисхана, в степях нынешней Монголии, проживали тюркаязычные племёна, из которых 4 % ойратских племён, сам Чингисхан говорил на тюркском языке (динлинском языке). Жалаиры, кереиты, найманы, аргыны( теле- один из родов племени аргын Алтая), кыргызы, конраты, как тюрки имеет родо- племенную тамгу и тотемных животных, монголы - как средевековые, так и нынешние, в 21 веке, этих символов не имеют. ( А.Г.Оловинцов « Тюрки или монголы ? Эпоха Чингисхана» К.Закирьянов «Чингисхан. Сокровенное сказание казахов».) Большую часть Чингисхан увёл вместе с собой завоёвывать западные земли, остались только малая часть, постепено, пустующие степные пространства заселили тунгусо-маньжурскиеские племена из гор Хингана, два тумена слились с пришлыми монголами, четыре тумена откочевали на север, в тайгу, на этом передел степного пространства между горами Тарбагатая и Хингана закончился. Что касается объединения огузов- кыпчаков, туркмен, моего племени уйсун, это индоевропейские племена ариев. От огузов произошли туркмены и сельджуки, азербайджанцы, предки нынишних турок, из племени уйсуней - дулу ( дулат ) произошли болгары, основатель Болгарского государства на Балканах хан Аспарух, объеденил славян и тюрок против византийцев, паралельно в степной зоне юга словянских земель строили своё государство аланы ( осетины), балкары северного Кавказа и нынешние булгары-татары, башкиры низовья рек Волги и Урала.В истории было два гунских объединения , восточные гунны, жившие между гор Тарбагатая и Саян, они разбили семиреченскую империю уйсуней в IV веке н.э., затем откочевали на запад, в нижнии бассейн рек Волги и Урала, там основав западное государство гуннов, завоевали восточную Европу и Византию, это предки нынешних венгров (мадьяр). А теперь, в связи с выше сказанным , думаю, читатель сам определится, из какой он культуры. Нынешним славянам очень нравится причислять себя к европейской культуре, быть европейцами, а Европа до сегоднешнего дня считает русских азиатами. Восток- есть восток, запад – есть запад, география и биография истории славян этому потверждение, пора браты определятся что мы ЕВРАЗИЙЦЫ, КОРНИ ОДНОГО ДЕРЕВА, как говорил поэт А.Блок- СКИФЫ МЫ !!!.
Шапрашты Асылхан би ( Артыкпаев) полковник СКС.
|