В традициях заключается устойчивость государства
В традициях заключается устойчивость государства.
Поиск правды и справедливости всколыхнул в 1917 году народ Евразии к революционным катаклизмам, пролилось море крови, прежде чем установились новые экономические устой, новая идеология, основанная на исторической общности менталитета. Э-э-эй ухнем, э-э-эй ухнем, ещё разик, ещё раз… через асар и межгосударственный жылу , общими силами поднималась страна из разрухи, приглашали друг друга на ерулік , чтобы отпразновать успехи в труде, и сегодня, через двадцать лет мы осознаём какую страну с мощным экономическим потенциалом мы профукали, потому что пошли за чуждой нам культурой и идеологией. Постепенно теряя во времени и пространстве ( в регионах проживания) традиционный образ жизни, потеряли инертную силу коллективизма общества, мощь народной инициативы труда и вдохновения. Теперь каждый сам за себя, индивидуальный предприниматель, житейская вороватая мышь, тихо сидящая под веником.
Государство в котором основная часть населения ведёт традиционный образ жизни, основанный на принципах многовековых своих веровании, а уклад жизни соответствует их жизненным принципам, сопутствующая этому экономика согласуется с географическим месторасположением наращивания жизненного потенциала , там внешний фактор, например, агрессия врага, наталкивается на огромное сопротивление населения. Так было в Афганистане в войне с англичанами, затем с советскими войсками, а теперь с американцами, во Вьетнаме, сначала с французами, затем с американцами , в СССР с немецкими оккупантами. На просторах Евразии традиционный образ жизни более сложился в отрытых степных пространствах, в отличай от изолированных, закрытых лесных зонах, в степи многовековой опыт непрерывных воин сформировал крепкое братство конных воинов- номадов – скифов или саков. Позднее это сила вольных степных удальцов стало называть себя казаками, учёные- историки называли их куманами, половцами, кыпчаками, киргиз-кайсаками, а иногда и степными разбойниками. Царское правительство использовало этот потенциал, наделив номадов – казаков привилегиями, в отличии от центральных районов империи населенных в основном русскими, тем самым укрепили периферии государственной границы, и заложили многовековую устойчивость России. Гражданская война, антиказачья политика Л.Троцкого подломили казачьи устой народа на два десятилетия, однако И.В.Сталин в 1943 году реанимировал устои казачества как идейно-духовный фактор, как постоянно само организующая и само воспроизводящая сила народа. Именно в этот период 1943- 1956гг. появились произведения М.Шолохова «Тихий Дон» , «Поднятая целина», «Казаки» , «Железный поток» Серафимовича, «Кочубей» А.Первенцова, на экранов кино появились одноимённые фильмы, а также фильмы «Смелые люди», «Олеко Дундич», «Щорс», «Пархоменко», экранизировались кавказские произведения Л.Н.Толстого. Сегодня, когда под влиянием запада ( европацентризма и американизации) пошатнулись моральные устой российской государственности, В.В.Путин и кремлёвские политики возрождают казачество, даже создали новое казачье объединение- Центральное казачье войско. Царь Пётр I изгнал из центра России казаков, а В.В. Путин вернул их в жизнь россиян. Чтобы придать устойчивость Евразийскому объединению, надо казаковать Россию – убеждает государственных политиков политолог- московит Гейдар Джемаль. Убыль русских в России ежегодно почти миллион, в тоже время растёт количество нерусского населения, в основном тюркских народов. Лишившись национальной идентификации в графе российского паспорта, народ своё возрождающее самосознание идентифицирует через общественные объединения, назвав их казачьими, так реанимировались бурятские казачьи полки во главе с атаманом - генералом из бурят, а также якутский, башкирский, ногайский, крымо-татарские, калмыцкие казачий батальоны. Специальный представитель президента России А. Беглов контролирует работу казачьего движения. От чего такая тяга к казачеству ? В чём же сила устойчивости нации и государства ? Ответ прост, казаковали ( қазақлық ), в менталитете, в традициях свободной жизни ! Традиции крепкий там, где есть порядок, дисциплина и слаженное братство людей, то есть со временем это трансформировалось в законность и государственность - основной принцип казачьей службы Отечеству. Идей свободной жизни казачества зародились, прежде всего, среди кочевников – степняков, именно среди современных казахов они более устойчивы, впитаны с молоком матери. Если вернуть современным казахам право на землю и вольный труд на этой земле, это будет самой устойчивая община людей среди других государств, могущая дать отпор любой чуждой идеологии. Однако, слово Воля и вольный труд не надо путать. Надо понимать слово Воля так, как её понимал главное действующее лицо романа «Тихий Дон» Григории Мелехов- «Казакам надо дать свободу, а волю им не давать, дашь волю, друг друга на улице резать будут ». Устами своего книжного героя говорит сам писатель М.Шолохов, донской казак по происхождению, с автором этого изречения я согласен, по характеру , что казак, что казах - одинаковы, менталитет из одних корней. Кейде құдайын ұмытып кетеді . Осуществляя идею Н.А.Назарбаева создания единого объединения - Евразия, необходимо одну треть населения этого огромного пространства КАЗАКОВАТЬ, и там где есть тюркское начало общественного движения,необходимо участвовать и казахам, как государственно сложившиеся нации Евразии, часть которой имеет своё историческое название – Казахстан. Другие тюркские народы всегда с ожиданием оглядываются на Казахстан. Сам ход исторического развития Евразии диктует об этом, кто это понял тот и на коне времени, а время сейчас диктует в пользу начертанного богом круга- Аркаим ( между Челябинском и Астаной) , место былого тюркского исторического развития. Это хорошо поняли европейцы, особенно венгры, вот и рвутся в треугольник –Челябинск- Павлодар-Караганда. Есть ещё большой тюркский треугольник, в котором исторически сложилась тюркская цивилизация - пик Хан Тенгри – долина пяти Холмов в республике Тыва - горы южного Урала, эти места для нас священны, здесь заложен Владыкой Вечного Неба – Тенгри - сила тюркского народа. На телеканале « МИР» есть специальный цикл передач «Тюрки России», где подсознательно готовят население привыкнуть, что есть в природе пассионарная сила, влияющая на ход исторических событии, и мы казахи должны быть готовы к этому повороту событии. Как казачьи символы крест, двухглавый орёл через века влияют на нашу жизнь ?. Что даст казачество – қазақлық нашей стране - Казакстану ? Частично я уже это обосновал казачество вначале, а теперь перейдём к нынешней жизни нашего общества. Во первых, равнозначно от центра удалённое пересечение двух черт – крест – это символ, знак Вечного Синего Неба- Тенгри, знак пространства, четырёх частей света. Казахи этот символ используют в одежде- (сәукеленің төбесіне салынады), в архитектурных сооружениях ( мазардың төрт бұрышында өрнек ретінде ( Айша биби мазары), при обряде приёма гостей (қойдың басын қанаққа тартар алдында, бастың маңдай құйқасына крест сызады, және басқасы тағы бар ), крест выжигают раскалённой качергой с внутренней стороны колыбели ( бесік) чтобы убереч младенца от злых деманов и шайтанов. Во вторых, во времена неделимости Евразии в понятии людей, некоторые рода братались, становились союзниками против общего врага, в знак равенства прав между собой, изображали правовой герб с двумя головами Птицы счастья Самрук ( Жар птица из русских сказок). Быть равным среди равных, поймать птицу счастья, как Садко из русской сказки, построить в столице Казахстана - Астане башню Байтерек, чтобы за гнездилось в нём птица счастья Самрук , вот многовековая мечта народов Евразии. Этот правовой герб, быть равным среди равных, свято соблюдался в степи при правлении Рюриковичей, затем при правлении дома Романовых постепенно превратился в двухглавого орла, доминировало западное немецкое влияние царского двора. До начала XX века казаки носили национальную одежду ( бешмет или чапан) с погонами , ( кубанские и терские казаки носят черкеску ) того региона где проживали, однако в период правления императора Николая II , была введено единая форма прусского образца, которое казахстанские казаки носят и в наше время. Специально для награждения казаков мусульман на монетном дворе изготовлялась медаль с полумесяцем на георгиевской ленте, строились станичные ( юртовские) мечети, муллы проходили аттестацию в муфтиятах на станичную должность имама, регистрировался в казачьей управе, ставился на довольствие и получал зарплату. По архивным данным за 1853 год, духовные нужды казаков мусульман обслуживали 114 станичных мечетей и 169 мусульманских духовных лиц. По российскому законодательству того времени , для создания прихода требовалось наличие не менее двухсот казаков мусульман мужского пола, штат служителей соборной мечети мог включать в себя три лица - имам, хатиб-проповедник и муэдзин для призыва верующих на молитву, при обычной мечети состояли только имам и муэдзин. Шариат и национальныйадат шли рядом – полный суфизм, и никого вахабизма, салафизма, и чего-то ещё… На сегодняшний день, в нашей стране большая проблема мобилизации резервных сил в случае чрезвычайных обстоятельств, эта проблема хорошо решена в Швейцарии и Израиле, военнообязанные держат дома в шкафу форму, спецсредства индивидуальной защиты и оружие. Казачество в Казахстане может восполнить этот пробел : льготный общинный земляной пай ( особенно вдоль государственной границы шириной 25 км), льготные кредиты и ссуды, отпуск государством ГСМ во время сельхозработ по заниженным ценам, закупка сельхозпродукции для вооружённых сил РК по твёрдым государственным ценам, необходимо организовать казачьи артельные мастерские по ремонту сельхозмашин и военной техники, в воинских частях организовать военные сборы для казаков призывного ( 15-20 лет) и строевого ( 21- 55 лет) возраста, летом на три недели, зимой на 10 дней. Все эти мероприятия и спецльготы позволят укрепить государственную оборону силами обученных резервистов-казаков, решит проблему неуставных взаимоотношении, искоренит дедовщину ( в традиции казачества старшие опекаю и защищают младших по возрасту). В настоящее время большая часть казаков являются офицерами и сержантами бывшей советской армии, они граждане Республики Казахстан , по Конституции обязаны защищать Родину, для этого надо казаковать одну треть населения нашей страны, при этом 60 % должны быть казахи, и служить в своих регионах. За период с 21 – 55 лет казак должен быть в строю резерва 35 лет, должен пройти не менее 5-ти воинских сборов, общим сроком службы 3 года, тогда каждый резервист будет профессионалом военного дела. Казак должен быть воспитан на толерантности и истоках народной педагогики, знать государственный язык, быть политический грамотным и идеологический преданным своей Родине. Осталось всего немного, взять на себя отвественность, проявить политическую волю, как в своё время поступил император Александр II- несмотря на возражение многих из своего окружения, организовал в 1828 г. личный царский конвой из мусульман горцев северного Кавказа, в то время когда горцы во главе с имамом Шамелем вели войну с русскими войсками.
4 ноября 2013г. С уважением А.Артыкпаев ( Шапрашты Асылхан би ),
полковник союза казаков Казахстана , атаман мусульманского юрта.
|